Группен, вот что "нарыл по Литве", совсем свеженькое, гляньте!
http://story.travel.mail.ru/story/show/303520/Думаю, многим это может быть интересным.
Добавлено через 3 недель:Итак, «…не прошло и пол года…», следующая тема – «Питание, здоровье, безопасность во время движения и стоянки».
Тема питания теряет остроту, ежели кормим собакина сухим кормом. В этом случае достаточно запастись необходимым расчётным количеством корма в соответствие с предполагаемым максимальным сроком путешествия, увеличив ежедневную порцию на 10-20% и обеспечив герметичное хранение сухача. Про воду уже не говорю, кто на сухом корме, тот в курсе о необходимости постоянного доступа животинки к питьевой воде. Сложность может возникнуть при проверке погранцами и ветконтролем в момент пересечении границы. Известны случаи требования ветеринарных документов на сухой и влажный корм
Чего делать в таком случае – не знаю, кто-то говорил, что проканает сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение, копии которых можно взять у продавцов кормов.
В случае кормления собакина натуральным кормом задача возникает более сложная, хотя… после нескольких дней путешествия и полученных навыков она превращается в простую. Сложность только в приобретении сырого мяса, если вдруг длительная стоянка находится вдалеке от его возможного места добычи. Тут выручают народные способы сохранения замороженного мяса на денёк-другой и ещё, может, автохолодильник. Но не пользовал, не знаю. Овощи и крупы особых условий хранения и перевозки не требуют.
Как правило, для пёски я готовлю едьбу вечером и сразу 2 порции – на вечернее и утреннее кормление, с соблюдением условий максимально-быстрого охлаждения приготовленной еды и сохранения её до утра в минимально-возможной температуре. Если с утра после завтрака выдвигаемся дальше – везти с собой готовую на предстоящий вечер порцию чрезвычайно опасно – даже если чуть проквасить в тепле, то можно получить такое расстройство желудочно-кишечного трактора – маманегорюй! Да ещё на фоне путешествия будет непонятно – то ли чёта сожрали втихаря во время стоянки, то ли ещё что! Начинаются медикаментозные судороги и регулярная очистка отсека, где едет пёска, ежели не успеешь вдруг понять его сигнал о немедленном желании…- ну, Вы понимаете. Впрочем, очистку регулярную эт я хватил, конечно! После первой очистки притормаживать начинаешь после каждого его звука-взгляда, потому как перспектива в очередной раз драить салон совершенно не устраивает. Про духан в салоне в такой ситуёвине ужо тактично умолчу, ехать дальше придётся «с ветерком», в прямом смысле!
Для приготовления я пользую туристическую газовую плитку на компактных баллончиках. Гарантированно удаётся готовить в любой сырости, без дров и посуда гораздо чище. Вот баллончиками приходится запасаться основательно, потому как в небольших селениях их купить бывает проблематично. Продаются ли такие в «зарубеже», может кто знает? Не, ну интуитивно я предполагаю, что продаются (с)! Ещё существует такая замечательная вещь, как скороварка. Очень неплохо экономит газ и хорошо сохраняет готовую еду от доступа лишнего кислорода, муравьёв-мушек всяческих и от земли или песка, потому как вечером приготовленную еду зачастую приходится укрывать для сохранности в вырытых прохладных ямках.
Про еду, собственно, всё. Какие-то моменты, возможно, упустил в силу кажущейся их очевидности, но на вопросы отвечу с удовольствием.
Следующий момент – здоровье.
Говорить о том, что перед планируемой поездкой Ваш питомец должен быть в наилучшей физиологической форме необходимости нет. Тем не менее, возможны всякие варианты развития событий и перед поездкой необходимо подготовить ветаптечку. С всеобщего позволения выложу перечень наиболее употребляемых в путешествии препаратов для своевременного оказания помощи. Понятно, что у каждого хозяина свой набор, но для начинающих автопутешественников с четверолапым другом инфа может быть полезна. И ещё – при комплектации ветаптечки необходимо подробно изучить способы применения и дозировки, посоветовавшись перед этим со своим ветом и иметь с собой распечатанный или электронный «ветбукварь», если вдруг будете вне зоны доступа к сети.
Условно препараты разделены на группы по важности и частоте их применения для здоровых собакинов, попавших в неприятности во время путешествия. Отмечу, что препараты, в основном, медицинские, а не ветеринарные, поскольку позволяют применение и для человеков.
1 группа – препараты для лечения травм. Понятное дело, что речь здесь пойдёт, в основном, о небольших порезах и покусах, а не о таких, которые требуют шитья, здесь без дохтура не обойтись. Мы обходимся перекисью водорода, хлоргексидином и левомиколем. Жгуты (тьфу-тьфу-тьфу) всегда есть в автоаптечке.
2 группа – препараты для лечения расстройства ЖКТ. Мы пользуем энтеросгель, маалокс и эссенциале в помощь.
3 группа – препараты для лечения ушей и глаз. Барс однозначно.
4 группа – для снятия аллергической реакции. Тавегил, Дексаметазон (если сильная аллергия и при тепловом ударе, и как антистрессовый).
5 группа – материалы. Сюда относятся: перевязочные материалы, лейкопластыри, тампоны, салфетки, шприцы.
Ели пёска уже обработан противоклещевыми-противоблошиными препаратами типа Фронтлайн, Адвантикс, Хартц и их действие продолжается на всё время поездки, то хорошо. Если нет – надо будет побеспокоится об этом хотя бы за неделю до поездки. Ещё мы берём с собой препараты против москитов (бывает чрезвычайно актуально) в упаковках для детей типа Москитол-спрей, т.к. обычные человечьи могут вызывать аллергию.
Более подробно о препаратах можно прочесть, к примеру, здесь:
http://dog-express.blister.ru/vetsect10.htmНу и нужно помнить, что препараты, условия хранения и перевозки которых не будут соответствовать надлежащему тепловому режиму, брать с собой не следует.
Понятное дело, что вышеперечисленных средств на все случаи жизни не хватит, но, по нашему скромному опыту, их достаточно для оказания хотя бы первой помощи при наиболее распространённых недоразумениях со здоровьем собакина во время автопутешествий. А чтобы они (препараты) требовались как можно реже, необходимо соблюдать некоторые элементарные правила безопасного поведения во время передвижений и стоянок, о чём пойдёт речь ниже.
Итак, во время движения необходимо обеспечить пёске комфортные условия в салоне или багажном отсеке, что подразумевает в меру мягкую, обязательно нескользкую основу и поддержание нормальной температуры воздуха в машине. При этом нужно иметь в виду, что собакины тоже могут словить тяжёлую простуду от прямого потока холодного воздуха работающего кондиционера.
Наверняка многим приходилось наблюдать башку питомца, высовывающуюся из салона во время движения. Со стороны прикольно, конечно, но легко можно получить воспаление (даже травму) ушей или слизистой глаз. Как-то давным-давно моя собаня просто выпрыгнула из полностью открытого окна на ходу. Благо, скорость была не больше 20 -25 км/ч. Ну захотелось ей, тогда ещё совсем молоденькой суке, поиграться с мирно пасущимся неподалёку от дороги бычком. Слава Богу, тогда обошлось, но на всю жизнь уяснил! Следует ограничить резкое маневрирование и изменение скорости Вашего авто, лучше вообще стараться избегать таких ситуаций, т.к. они чреваты повреждением связок и даже переломами. Кстати, резкие торможения влекут опасность травмирования и самих пассажиров авто тушкой любимого питомца. Существуют в наборе опций BMW шлейки, пристёгивающие питомца к штатным ремням безопасности задних сидений, но чёт ни разу не видел, чтобы кто их пользовал, в турингах предусмотрены багажные сетки. Ну и помнить, что существуют рекомендации – делать через каждые 2 часа короткие остановки для «размять связочки-косточки» собакину. Ага! Ещё есть правила какого-то общества зоозащитников, запрещающего оставлять животных в салоне автомобиля более 2 часов подряд (вродь могут как даже в суд на хозяина подать). Они, безусловно, не лишены смысла, особенно в тёплую летнюю погоду, когда можно за 20 минут погубить животное, особенно коротконосое, находящееся в салоне. Такие печальные случаи человеческого разгильдяйства, к сожалению, известны.
Ну, наконец, приехали к месту стоянки. Прежде чем выпустить пёсу из машины, необходимо убедиться, что на нём застёгнут прочный ошейник с информационной биркой. Лично я кличку на бирках не гравирую, только номер телефона и домашний адрес.
Зачастую забота о быстрой разбивке лагеря затмевает все остальные обязательства, в т.ч. и перед четвероногим другом. Приходилось наблюдать, когда после первой (второй и т.д.) кружки пива хозяева соседнего лагеря спохватываются о питомце и потом как ошпаренные рыщут по всем близлежащим палаткам (стоянкам, помойкам, кустам и т.д.). Мы, обычно, сразу назначаем ответственного за присмотр, который по мере возможности помогает в разбивке лагеря, не спуская глаз с собакевича или не выпуская из рук поводок. Ответственные меняются по мере необходимости, извещая участников путешествия о смене. Иногда, если нет комаров-мошек, привязываем пёску на длинную верёвку (калибр около 1 см, иначе могут быть порезы шкуры на лапах), тока это целая засада, потому как он всех этой верёвкой и запутывает или чаще запутывается сам и потом жалостно стонет, завалившись в итоге под дерево.
Вообще культура поведения во время стоянки – достаточно больная тема. Наша основная забота – уберечь соседских собак, особенно мелких и средних размеров, хозяева которых по причине «да он(а) у нас не кусается» не считают своей обязанностью следить за питомцем, который сам лезет в пасть более крупному собрату, хоть и привязанному-стреноженному или следующему с проводником куда-либо, да ещё часто провоцируя большого лаем и швырками. Мы стараемся по возможности избегать соседства там, где уже стоят люди с собаками.
Бывает, что не совсем трезвые люди, делают попытку приласкать пса, люто ненавидящему чужих пьяных даже на расстоянии. Ну с этими чуть проще, потому как они (алконавты-собаколюбители), зачастую, не в состоянии скрытно пробраться к моему пёске.
Проблема уборки территории от какушек для нас не напряжна, пользуем тоненькие полиэтиленовые пакеты для пищевых продуктов, как и на прогулках в родном городе. В тех местах, где нет людей, какульки не убираем, потому как пёска тогда в свободном полёте и отследить его «отметки» невозможно.
У меня собакевич приучен не подбирать ничего с земли, но в местах стоянок у него часто рождаются непреодолимые искушения сожрать куски протухших шашлыков или костей, поваляться в останках душистой рыбки на берегу. Поэтому, прежде чем отпускать питомца, мы обследуем близлежащую местность на предмет раритетной тухлятины, бутылочных и иных осколков, проволоки и т.п.
Поскольку стоянки организовываем, в основном, на берегах водоёмов, существует опасность потерять друга в незнакомой воде, такие случаи тоже, к сожалению, бывают даже с собаками, умеющими и любящими плавать, но увлекающимися и без присмотра. После купания, по погоде, мы иногда обтираемся-сушимся полотенцем-подстилкой. Примерно за час до заката солнца в воду пса стараюсь не пускать – повышенная вероятность подстудить чёнить, в т.ч. ухи. Да и не очень приятно ночевать в палатке с мокрой псиной. Для путешественников, останавливающихся около солёных водоёмов-морей, существует рекомендация после таких купаний обмывать пёсок пресной водой для исключения кожно-шерстяных раздражений. Мы в таких солёных ситуациях пока не были, так что прокомментировать не могу.
В палатке пёс у меня без привязи, т.к. палатка задраивается наглухо, а попытки «особо любознательных» пройти через лагерь, аль проверить – где и что плохо лежит, пресекаются дистанционно довольно убедительным утробным рыком. Вечерние осмотры на предмет клещей для нас обязательны, потому как если даже пёска обработан – на себе в палатку может реально принести непрошенных гостей. Приходится это делать уже в свете фонарей, благо, что мы короткобелошёрстные. С лохматиками, да ещё тёмными, сложнее, но этой процедурой осмотра пренебрегать не стоит, чтобы поутру не сниматься и не мчаться в ближайшую больницу получать взат дозу гаммаглобулина, которой именно в этой ближайшей больнице по закону жанра нет и надо ехать ещё пару сотен вёрст и совсем не в ту сторону. В идеале желательно заранее провентилировать обстановку и стараться избегать стоянок в опасных с этой точки зрения местах. В этом смысле стоянки на берегу, как правило, более безопасные.
Если приходится останавливаться в какомнить населённом пункте с целью изучения местных достопримечательностей – тут и сложнее и проще одновременно. Проще, что можно бродить всем вместе, сложнее – что в некоторых местах, а тем более внутри помещений, это вообще невозможно. Ну и в чужом городе не забывать про намордашник. Летом мы носим из металлической очень крупной сетки, в которой мой может почти наполовину разинуть пасть и который практически не прпятствует дыханию.
Вот голову ломаю – как в европейской нашей предстоящей поездке будем впитывать историю и культуру? Похоже, поездка предстоит больше спортивно-природная, нежели чем историко-культурная. Кстати, оставлять собакевичей в номерах европейских отелей без присмотра вроде как вообще запрещено! Но братья-собачники сказали, что договориться можно, главное заранее узнать отели, где вообще пускают с четвероногим, убедить портье в безопасности имущества номера в отсутствии хозяев и на ручке двери не забывать при уходе вывешивать соответствующую табличку, чтобы не травмировать нежную психику горничных.
Уф-ф-ф! Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.